Хамам в Стамбуле — история и особенности

[dropcap]П[/dropcap]осещение хамама — турецкой бани — в Стамбуле часто считается непременным элементом программы для каждого уважающего себя туриста. Хамам считается непременным элементом турецкой культуры — хотя, наверное, таким же «непременным» атрибутом кажутся тем же туркам медведи с водкой и цыганами для России — и потому обязательным к ознакомлению. На самом деле хамам, так же как и русская баня, давно уже сдает позиции под неумолимым натиском душевой в собственном доме, и сейчас это в большей степени аттракцион для туристов и любителей экзотики, чем место реальной гигиены. Но как бы там ни было — хамам и в самом деле имеет богатую историю и занимал важное место в турецкой культуре. С некоторыми моментами этой истории мы и предлагаем познакомиться подробнее.

Турецкие бани — хамам — обязательно нужно посетить хотя бы для того, что бы лучше понимать турецкую культуру

Турецкие бани — хамам — обязательно нужно посетить хотя бы для того, что бы лучше понимать турецкую культуру

 

История вопроса

Само слово «хамам» — арабское, означает «греть», топить», «распространять тепло». Считается, что они появились в арабских странах примерно в 7 веке, а традиция омовения в хамаме пришла на земли современной Турции вместе с османами. После падения Константинополя, турки получили в наследство от византийцев развитую систему водоснабжения гигантского по тем временам города (да и по нынешним — немаленького), и большое количество терм и бассейнов. Это неожиданное наследство плюс требуемая религией частая необходимость омовений, быстро привела к появлению большого количества хамамов в Стамбуле, которые играли большую роль в жизни его граждан. Некоторые считают, что турки, которые завоевали Византию, переняли традицию мытья в термах и ваннах, которые использовали ромеи — но, очевидно, дело не только в этом. Во-первых, подобные турецким бани были уже известны ранее в Центральной Азии, России и Монголии, а турки, которые мигрировали через Ближний Восток в Анатолию, просто переняли практику хамамов у персов. Во-вторых, между термами византийцев и хамамами османов есть принципиальная разница в виде наличия у последних фонтана с проточной водой. Коран рассматривает очищение как часть религиозного ритуала, а это может быть сделано только с помощью проточной воды — ванна или бассейн не считаются чистыми и подходящими для правильного омовения. Мусульманам было предписано молиться пять раз в день, и перед каждым молитвой он должен был очистить себя, умывая руки и предплечья до локтя, лицо, четверть головы и ноги. Поэтому и устраивались фонтаны с кранами и чашами во дворах мечетей, и такой фонтан — обязательная часть хамама. В 17-м веке известный турецкий автор и путешественник Эвлия Челеби описывал в своей «Книге Путешествий», как после завоевания, двумя веками ранее, хамамы были обустроены по всему старому городу таким образом, что бы горожане могли помыться в соответствии с требованиями Ислама. Расходы на ремонт и строительство были оплачены Султаном Мехмедом Фатихом. Но в любом случае, строить хамамы было удобно и логично все-таки на месте византийских термов.

08-hamam

В хамаме нагишом париться не принятно — для укутывания есть специальные полотенца

Хамам в жизни города

Нужно отметить, что в хамаме не практикуется совместное омовение женщинами и мужчинами, поэтому чаще всего жители города собирались туда разными компаниями. Посещения хамама были приятным событием для женщин и детей турецкой семьи. Для такого дня готовились особые блюда, например бёрек (börek — выпечка из слоеного теста с различными начинками), долма (фаршированные перцы или вообще фаршированные разными начинками овощи или листья), компания заранее запасались фруктами и сладостями, а затем день посвящался купанию, массажу, еде, песнями, танцами и сплетням. Кроме того, для женщин особым поводом посещения хамама были Байрам (религиозный праздник), встреча со свахой перед заключением брака или осмотр невесты, омовение новорожденного ребенка или церемония его обрезания и т.д. Мужчины встречались в хамамах со своими друзьями. История умалчивает о еде и пении в таких компаниях, но несомненно, что мужчины тоже сплетничали и обсуждали, например, совершенные коммерческие сделки — футбола ведь тогда не было.

02-hamam

Вот так, вероятно, выглядело посещение хамама лет пятьсот назад.

Устройство хамама

Большие хамамы имеют раздельные секции для мужчин и женщин с отдельными входами. Хамамы поменьше, в которых не было достаточно места, посещения мужчин и женщин просто организовывали в разные дни.
Хамам состоит из нескольких помещений. Основное известно как camekan — квадратная (чаще всего) комната вокруг мраморного фонтана с небольшими кабинками, где можно было отдохнуть или переодеться. Вторая комната — soğukluk — маленькая и потеплее; а третья — hararet, парная, куполообразная или квадратная комната, содержащая подогреваемую мраморную платформу под названием «гёбек-таш» — камень-пупок.

Первое помещение в хамаме часто делалось двухэтажным

Первое помещение в хамаме часто делалось двухэтажным

Войдя в турецкую баню, посетитель попадал в большой зал — возможно, со смежными комнатами или кабинками. Там обустраивались достаточно широкие приподнятые мраморные платформы по бокам комнаты, где посетители могли возлежать на циновках или коврах. Как правило, внутри не было никаких фонарей — их заменяли стеклянные окошки-иллюминаторы в куполе, которые позволяли освещать интерьер.

04-hamam

Гёбек-таш — камень-пупок — центральный элемент парной хамама

Если хамам был достаточно большими, то обустраивались деревянные галереи, образующие верхний этаж с кабинами, в которых посетители могли сменить свою одежду на одно из тканных полотенец — обычно из белого хлопка с красными или черными полосами.
Второе помещение, soğukluk — комната, в которой можно было бы привыкнуть к жаре, прежде чем заходить в главную парную. Здесь можно было бы найти туалеты и комнаты, в которых обслуживающий персонал мог, например, побрить или остричь посетителя.

Освещение в хамаме — как правило, естественное

Освещение в хамаме — как правило, естественное

И, наконец, парная. Это помещение обычно было также покрыто куполом, а вдоль стен оборудовались ниши с фонтанами и чашами—курнами для проточной воды и скамьи для посетителей. В середине ставили гёбек-таш — камень-пуп, на котором клиенты отогревались, массажировались и растирались банщиками.
Обогрев хамама обеспечивался котельной в самом здании или чуть ниже помещения парной. Вода в огромном котле давала пар, который по трубам подавался в разные помещения. Температура в парной должны была быть относительно невысокой — между 30 и 40°С — но зато влажность приближалась к 100%.
Интересный аспект хамамов заключается в том, что они не были особенно большими и не очень украшались снаружи. В качестве примера можно рассмотреть Haseki Hürrem Hamam, расположенный между Голубой мечетью и Айа-Софией. Сегодня он был восстановлен и используется для выставки ковров и других экспонатов, предоставленных Министерствами культуры и туризма Турции. Здесь вы можете увидеть почти все элементы хамама.

Хамам сегодня

На сегодняшний день в Стамбуле существует более 200 хамамов, хотя многие из них в сейчас не работают или вообще перестроены для других целей — для использования в качестве ресторанов, кафе и даже отелей. Некоторые из вариантов довольно изобретательны. Тахтакале-хамам, построенный в 15 веке, история которого восходит к времени Фатиха Султан Мехмеда, в конце концов превратился в кофейню — к сожалению, потеряв во время реконструкции гёбек-таш. Хамам 16-го века Husrev Kethuda в Ортакей сейчас является высококлассным дорогим рестораном. Старый хамам возле отеля Four Seasons на Султан Ахмет был перестроен в отель, названный в честь императрицы Зои. Номера довольно небольшие — но зато дизайн интересный. Другие хамамы служат депо, мастерскими для авторемонта и т.п.
Скорее всего, хамамы будут и дальше существовать — как минимум, для туристов. Жители Стамбула сегодня предпочитают для омовений оборудованные комнаты с душем или ванной внутри их собственных домов. Необходимость в хамамах прошла, но когда-то это была важная часть жизни Стамбула и каждого горожанина.

В современном Стамбуле работающих хамамов осталось немного — но они есть.

В современном Стамбуле работающих хамамов осталось немного — но они есть.

Андрей Покора

Главный редактор проекта. О своем отношении к Стамбулу могу сказать следующее. Бывает, конечно, любовь и с первого взгляда — правда, чаще в книгах и сериалах, чем в жизни. В реальности-то как раз отношения чаще крепче с теми, на кого сразу, может, и не обратил особого внимания. Так получилось и со Стамбулом. С первого раза он меня не впечатлил. Да — большой. Да, развитой. В меру — экзотично, в меру — футуристично. Всего много, и это "много" по большей частью вкусно или интересно. Но в любом случае — все хорошо, но без фанатизма. Но бывают такие ситуации прозрения в жизни — например, в отношениях с давно и хорошо знакомой девушкой, когда вдруг неожиданно понимаешь, насколько она дорога для тебя. Так и со Стамбулом — настал день, когда выйдя из аэропорта поймал себя на мысли том, что приехал не в гости, а почти домой. Туда, где уютно, спокойно, и откуда уже не хочется никуда уезжать.

You may also like...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

одиннадцать − 2 =